lex   lex
lex
lex
lex
lex
lex
lex
lex
lex lex lex
lex
lex lex lex

Новое на сайте

Умение руководить - есть ли навык руководить у наших лидеров?
Существует значительный разрыв между лидерскими навыками, присущими организации сегодня... Подробнее...
lex lex lex
lex lex lex
lex lex lex
lex
lex

Структурные компоненты

Рассматривая готовность к труду в качестве сложного психологического образования, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют следующие ее структурные компоненты:

  • мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие устойчивые мотивы);
  • ориентационный (знания, представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности);
  • операциональный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками и умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения, и т.д.);
  • волевой (самоконтроль, умение управлять действиями);
  • оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам).

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение готовности к деятельности.

Готовность к деятельности — это интегральное состояние, проявляющееся в оптимальном сочетании нравственно-мотивационно-го, интеллектуально-операционального и психофизического уровней организации личности в соответствии с требованиями той или иной деятельности.

На наш взгляд, такое определение позволяет рассуждать о профессиональной готовности (как готовности к деятельности в профессиональной сфере, отвечающей ее наиболее оптимальным моделям), а также конкретной готовности в конкретном виде деятельности. Рассмотрим подробнее компоненты готовности, представленные в этом определении.

Нравственно-мотивационный компонент готовности выражает общую профессиональную направленность личности и включает в себя развитые нравственно-этические качества, положительное отношение к профессии, осознание ценности и престижности своего труда, желание и стремление заниматься именно данным видом деятельности.

Нравственно-мотивационный компонент выражается как в иерархии мотивов деятельности, так и в ее произвольном, волевом регулировании.

Довольно ярким примером высокого нравственного служения может быть «звездная» профессия космонавта, которая является своеобразной вершиной («акме») эволюции трудовой деятельности человека, так как интегрирует целый ряд профессий, предъявляющих к человеку разнообразные требования, порой совершенно противоположные. Недаром еще К.Э. Циолковский писал, что «на небеса сначала будут отправлять очень немногих и притом самых совершенных — в физическом и, главное, нравственном отношении...». В творчестве основоположника космонавтики постоянно прослеживается идея о том, что человек — это дитя Космоса, и живет он более жизнью Космоса, чем жизнью Земли, и что взаимодействовать со всем многообразием уровней разума и развития миров ему надо, соблюдая нравственно-этические нормы.

Однако реальность часто отличается от замыслов. На практике отбор в космонавты (да и на другие не менее ответственные «экстремальные должности») традиционно проходит в первую очередь на соответствие медицинским требованиям по здоровью и некоторым психофизическим параметрам.

Поэтому, несмотря на всю важность нравственно-мотивацион-ного компонента готовности, без соответствующих профессиональных знаний, навыков и умений, а также сформированности профессионально важных качеств нельзя объективно говорить о высоком уровне готовности к деятельности (заметим, что на субъективном уровне это возможно). Как говорится, хороший человек — это еще не профессия (хотя и немаловажная характеристика личности).

Вот как описывает требования к летной профессии академик В.А. Пономаренко, автор концепции «человеческого фактора в авиации»: «Начиная с перехода на последние модификации самолетов... и внедрения самолетов 4-го поколения, от человека летающего потребовалось сохранение духа и резкое наращивание ума... В авиации учеба — это нравственная ценность, ибо она — залог сохранения жизни... Хотя в авиацию, несмотря ни на что, приходили одержимые духом, но он отнюдь не был эквивалентом глубины интеллекта, с помощью которого надо было формировать новый уровень летных способностей... И в данном случае речь идет не о масштабе, а о специфике ума. Ум — это качество психики видеть и чувствовать то, что в будущем окажется главным. Ум летчика — видеть за горизонтом».

Чтобы деятельность была успешной, предприниматель (организатор и руководитель бизнес-процессов) тоже должен уметь видеть «за горизонтом».

Интеллектуально-операциональный компонент готовности выражается в интеллектуальных качествах личности (интеллектуальный компонент), владении способами и приемами деятельности, синтезе профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений (операциональный компонент), играющих существенную роль в эффективности профессиональной деятельности.

Интеллектуальные качества — это качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способности личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее. Она развивается в процессе образования и научения, которые также имеют определенные биологические пред-

посылки. В данном контексте интеллектуальные качества носят личностный характер (относятся к конкретной личности, конкретному человеку).

Психофизический компонент готовности включает в себя функционирование психики в целом и физиологических систем (прежде всего нервно-мышечной и др.), обеспечивающее эффективность жизнедеятельности специалиста. Любая деятельность предъявляет свои требования к восприятию, памяти, мышлению, воображению, свойствам высшей нервной деятельности, психодинамическим свойствам (темпераменту) человека, а нередко и его физическим качествам. Кроме этого, психофизический компонент обеспечивает функционирование ранее рассмотренных компонентов готовности.

В структуре профессиональной готовности можно выделить объективный и субъективный пласты. Объективный пласт готовности состоит из взаимодействующих нравственно-мотивационного, интеллектуально-операционального и психофизического компонентов, которые реально могут быть оценены в соответствии с требованиями деятельности и оптимальной модели функционирования специалиста. Субъективный пласт готовности — это система самооценивания собственной готовности, определяющая систему саморегулирования.

На субъективном уровне специалист сам оценивает свою готовность (система самооценок): то, какой образ себя как профессионала (или будущего профессионала) он создает, насколько удовлетворен или неудовлетворен своей подготовкой, что делает для того, чтобы повысить свой уровень готовности, то есть насколько способен регулировать собственную жизнедеятельность. Для этого можно использовать лист самооценки.

 
« Пред.   След. »
lex
lex
© 2009-2013 Кадровое Агентство "Лекс" - подбор и мотивация персонала