Погрешности в оценке кандидатов
Зачастую специалисты по персоналу самонадеянно полагаются на свои субъективные ощущения, гордо называя это профессиональным чутьем, интуицией, жизненным опытом. Но такие неопределенные критерии часто приводят к погрешностям в оценке кандидатов. Дело в том, что восприятие каждого человека в той или иной мере подвластно психологическим механизмам, искажающим объективную реальность.
К таким механизмам относятся:
1. Установки или предубеждения, то есть искажение объективной оценки человека под влиянием предварительной информации о нем. Например, хорошее или неудачное резюме, а также полученная заочно характеристика зачастую предопределяют отношение к кандидату, которое трудно затем изменить при личной встрече.
2. Стойкость первого впечатления — преувеличенное влияние первого впечатления о человеке на последующее отношение к нему. Из этого психологического механизма вытекает известное правило эффективных коммуникаций: у нас нет второй возможности произвести первое впечатление. Исключение из правила: первое впечатление может измениться довольно существенно в том случае, если продолжать интересоваться человеком и общаться с ним.
3. Стереотипность восприятия — стремление сравнивать человека со сложившимся в сознании образцом, идеалом. Например, люди с высоким лбом, лысые, в элегантном современном костюме кажутся умнее людей с низким лбом, волосатых и в «легкомысленной» одежде.
4. Проекция — приписывание другим людям собственных качеств, мыслей, чувств, целей и ценностей («каждый судит по себе»). Поэтому, если внимательно прислушаться, что говорит человек о других, многое можно узнать о нем самом.
5. Оценочность — стремление сравнивать людей и выставлять им оценки: умный или глупый, хороший или плохой, приятный или неприятный, шустрый или «тормоз» и т.д.
6. Усредненность оценки — стремление не замечать многообразия индивидуальных различий, оценивать людей средним баллом: «простой», «ничего особенного», «серая мышка», «дурак» и т.д.
7. Эффект порядка — при поступлении противоречивой информации, проверить которую трудно, человек склонен верить той, что поступила первой. Именно поэтому опытные интриганы спешат заранее проинформировать «жертву» интриги о происшедших событиях.
8. Контрастность восприятия — следующий человек невольно сравнивается с предыдущим: после слабого кандидата на должность следующий будет казаться лучше, а после сильного — хуже, чем есть на самом деле.
9. Негативность восприятия — стремление акцентировать внимание на ошибках и недостатках человека, упуская из виду его достоинства и преимущества. При этом внимание непроизвольно цепляется за все, что «неправильно» и «плохо», и не замечает то, что действительно хорошо и оригинально. Недаром специалисты в области психологии творчества и инноваций утверждают, что критичность — главный враг творчества. 10. Эффект ореола — человека, добившегося больших успехов в одной области, окружающие считают выдающимся и в других областях деятельности, а потерпевшего неудачу в одном деле считают неспособным и в других начинаниях.
|